Интервью с главой «Международного центра колокольного искусства» А. А. Дьячковым

Андрей Анатольевич Дьячков

В 2015 году, в светлый праздник Рождества Христова 7 января, братия, прихожане и гости старейшей монашеской обители Петербурга стали свидетелями воистину исторического события – наконец в полную силу зазвучал голос Александро-Невской Лавры. Последний колокол возрожденной звонницы Свято-Троицкого собора, 18-тонный благовестник «Александр Невский», впервые после подъема на колокольню прозвучал вместе с остальными 14-ю колоколами. 
По случаю близящегося завершения проекта «Лаврские звоны», иеродиакон Исаакий (Потапов) побеседовал с главой «Международного центра колокольного искусства» и Архангельской школы звонарей, руководителем проекта возрождения колокольных звонов Александро-Невской Лавры Андреем Анатольевичем Дьячковым.

— «Международный центр колокольного искусства» и Архангельская школа звонарей, которые Вы возглавляете, занимались возрождением колокольного звона Александро-Невской Лавры. Колокол «Александр Невский» является не только последним по времени изготовления, но и самым большим колоколом Свято-Троицкого собора нашей обители. Какова история создания этого колокола, и какую роль он несет в воссоздании традиции звонов нашей Лавры?

— «Александр Невский» стал последним колоколом, изготовленным для Троицкого собора, но по своему значению он должен занимать первое место, поскольку традиционно колокола подбираются к большому благовестнику. От него уже строится весь звукоряд. И поэтому перед нами стояла сложная задача по воссозданию первоначального звона колокольни, когда нам приходилось идти наоборот, то есть, от малых колоколов к самому большому. К сожалению, сейчас такая практика воссоздания звона по частям утвердилась во многих приходах в связи с отсутствием у них достаточных средств. Однако в данном случае надо отметить важную роль владыки Назария, благодаря которому и стал возможен данный проект. С владыкой Назарием мы знакомы еще с 2008 года. Сегодня Божиим Промыслом осуществилась давняя мечта владыки по восстановлению голоса Лавры. Все мы знаем, как долго по времени осуществлялась подборка и установка новых колоколов, восстановление старинных часов-курантов на южной колокольне. При этом настоящим чудом оказалось, то, что все эти события совпали с трехсотлетней годовщиной Лавры.

— Как все-таки Вам удалось восстановить звон, который Вы не слышали?

— Храмовое искусство Синодальной эпохи имело определенный дух, и литургическое пространство данного собора надо рассматривать как одну из его характерных форм. Поэтому зная законы создания колокольного звукоряда и работая над воссозданием звонов в других храмах Санкт-Петербурга, мы могли представить себе то звучание, которое создавало единый колокольный голос Лавры. В 2012 году епископ Назарий благословил начать работы по воссозданию этого уникального звона. Сначала работы были произведены на северной колокольне. Были изготовлены малые колокола по 300 — 400 кг. Они долго стояли на звоннице при входе в Лавру, а 6 декабря 2012 года их торжественно подняли на северную колокольню.
Это вызвало живой отклик у многих людей. Сразу нашелся человек, который пообещал восстановить часы с боем. Был восстановлен циферблат, новые стрелки, установлена часовая станция. Воссоздать бой помогло то, что мы отреставрировали и перенесли старинные колокола с северной колокольни на южную.

— Многие люди интересуются тем как влияют погодные условия на часовой механизм?

— Погодные условия незначительно влияют не на электронику, а на механику. К таким влияниям относятся конденсат и влажность. Мороз не так страшен, как переходы через ноль, однако сбоев в работе механизма пока никаких не было.

— Как расположился «Александр Невский», и какую площадь он должен занимать на колокольне?

— Колокол настолько большой, что займет практически всю площадь на колокольне, поэтому других колоколов на южной колокольне не предусмотрено. При этом вес его 18т., а языка — около 700кг. (1/25 часть от веса колокола). Будет также установлена специальная педаль с продуманной системой рычагов для управления звоном. Для создания синхронного звона на обеих колокольнях нужны будут два звонаря. Но в будущем мы думаем, что можно систему звона усовершенствовать для того, чтобы им мог управлять один человек. Хотя раньше такими огромными колоколами не управляли в одиночку.

— Случайно ли было выбрано именно такое звучание колокола? 

— Нет не случайно. Сейчас звон колокола очень чисто попадает в звукоряд всех колоколов. Кроме того, он может звонить и сам по себе в отдельности, так как звучание его очень богато обертонами составляя единый аккорд, что очень важно для колокола-благовестника. По стилю, звучания это, конечно, монастырский звон сакрального характера. Кроме того, вся колокольная звонница играет определенную роль в общем характере храмового искусства каждой эпохи. Храмовая архитектура — это застывшая молитва и поэтому элементы звона должны не только гармонировать с элементами литургического пространства храмовой архитектуры, но и расширять его. А поскольку Лавру посещает большое количество людей, у колокольного звона есть еще и миссионерское значение, смысл которого в том, чтобы красота русского церковного искусства приводила человека к вере. Кроме того, колокольный звон всегда являлся символом духовного единения людей. Поэтому звон несмотря на свою сакральность и глубину доступен всем людям, но при этом может быть высоко оценен знатоками с точки зрения современной классической теории музыки. Перед тем как приобрести колокол мы моделировали звон на компьютере, чтобы это был уникальный звук и потом очень долго выбирали предприятие для его изготовления. В настоящее время колокола отливают в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Воронеж и др., но мы выбрали уральских мастеров из Каменск-Уральского. 

— Расскажите пожалуйста о жертвователях и благодетелях усилиями которых с Божией помощью удалось изготовить и привезти в Лавру этот колокол.

— На Руси издавна существовала традиция изготовления именных колоколов. Поэтому и на новых колоколах мы решили изобразить иконы тех святых, имена которых носят жертвователи. Главный благовестник Александро-Невской Лавры украшен семью иконами: Пресвятая Троица, святой благоверный великий князь Александр Невский, святые Царственные Страстотерпцы, святитель Николай Чудотворец, святой преподобный Антоний Леохновский, святая мученица Людмила Чешская и святой мученик Виктор Дамасский. При этом святые имена Александра, Антония, Виктора и приснопамятной Людмилы принадлежат жертвователям — семье Клименко. Кроме того, надпись на верхнем поясе колокола обычно указывает на то, какому монастырю или храму он был принесен в дар. А надпись на нижнем поясе колокола — когда и кем был изготовлен этот кампан. Надпись на благовесте «Александр Невский» гласит, что отлит он «при святейшем патриархе Московском и всея Руси Кирилле, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Варсонофии, наместнике Лавры епископе Кронштадтском Назарии в Каменске-Уральском товариществом “Пятков и К” лета 2014 от Рождества Христова».

— Какие события Вам особенно запомнились во время сопровождения колокола?

— С самого начала работ по восстановлению колокольного звона Лавры мы ощущаем во всем помощь Божию. Это и совпадение восстановления звона Лавры с ее трехсотлетним юбилеем, и то, что началось движение колокола «Александр Невский» по направлению к Санкт-Петербургу 17 июля в день расстрела царской семьи от Храма-на-крови, построенного на месте бывшего Ипатьевского дома. Прибытие колокола в Санкт-Петербург 28 июля чудесно совпало с Днем Крещения Руси и празднованием святого равноапостольного князя Владимира, что также совпадает с Днем победы святого благоверного великого князя Александра Невского в битве на Неве. Удивительно и то, что, сопровождая колокол до Санкт-Петербурга, мы часто останавливались возле храмов, и по той радости, с которой нас встречали жители Екатеринбурга, Уфы, Череповца, Самары, Саратова, Пензы, Рязани, Ярославля, Москвы, Вологды, Тихвина, у нас создавалось впечатление, что все вовлечены в некий поток событий, духовно объединяющих нашу страну.

— Какое значение, по Вашему мнению, имеют эти события в жизни православных людей?

— Такие события способствуют духовному единению и внутреннему обновлению людей, живущих в разных регионах России. И хотя колокол был еще не освящен, но многие хотели прикоснуться к нему как к святыне, потому что он воспринимался людьми как идея духовного единства во Христе. Ведь старшее поколение еще помнит те времена гонений на Святую Церковь, когда разрушались храмы и сбрасывались колокола. И сегодня восстановление и строительство православных храмов по всей стране является символом возрождения нашей Родины. Кроме того, можно сказать, что звон колоколов расширяет границы храма на многие километры и поэтому так необходимо, чтобы колокол имел свой неповторимый звон.

Беседовал Иеродиакон Исаакий